Правила конструктивного общения

Официальный сайт

МБОУ "Гимназия № 13"

Правила конструктивного общения

Основные препятствия к конструктивным отношениям:

Приказы. Любая фраза, содержащая обязательства, вызывает внутренний протест. При взаимодействии со взрослыми не следует говорить: "Вы должны". Попробуйте ответить на вопросы, которые при этом могут возникнуть: "Кому я должен, если я воспитываю собственного ребенка?", "Почему я должен Вам верить?", "Зачем я буду прилагать усилия, чтобы опровергнуть Ваши требования, если они мне безразличны?" Любой взрослый человек имеет право на свою позицию, и никто не может его заставить изменить ее, если она не нарушает общепринятых правил и законов.
Угрозы. "Если Вы этого не сделаете, то..." Подобные замечания являются провокационными. Даже ребенок, понимая, что за этим последует неминуемое наказание, в большинстве случаев поступает вопреки. Необходимо понять, что любая угроза или ультиматум - это проявления слабости и несостоятельности. Неумение аргументировать свою позицию, непонимание ситуации, отсутствие дипломатических навыков общения - это неполный перечень причин, когда угрозу применяют как механизм воздействия. Даже если это срабатывает, то не на долгое время. "Раб ненавидит своего повелителя, поэтому всегда найдет способ обмануть".

Проповеди. "Ваш родительский долг обязывает..." Подобные слова произносятся как воззвание. Но очень часто они игнорируются, их попросту не воспринимают и не осознают.


Нравоучения. "Вот если бы Вы послушали меня, то этого бы не случилось". Советы, которые навязываются, никогда никем не выполняются - это аксиома. "Невозможно одолжить крылья мудрости другому". Своя собственная ошибка более показательна, нежели тысяча примеров из чужой жизни.

Подсказывание ответов. "Я бы на Вашем месте..." Распространенный метод "помощи" с явным оттенком превосходства и амбициозности.

Вынесение суждений. "Вам бы следовало сменить профессию (манеру поведения, место жительства и пр.)". Подобные высказывания всегда вызывают сопротивление и протест, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы. Суждения - очень приятная форма изложения мыслей, но только для говорящего, а не для слушателя.

Оправдания. "Это не всегда так плохо, как кажется на первый взгляд". Любая форма аргументации, если признается позиция "сверху", выглядит как оправдание. Оправдываться - значит признавать свою вину, пытаясь доказать, что вина лишь частична.

Диагноз. "Я знаю, что Вам необходимо делать в этом случае". Абсолютное знание чего-то одним человеком всегда вызывает у другого настороженность и опасения.

Выпытывание. Любые вопросы, не имеющие отношения к делу, должны игнорироваться или наталкиваться на вежливый отказ. "Чем Вы занимаетесь?", "Кто Ваш супруг(га) (родители, спонсоры и т.д.)?"

Провокации. "Давайте поговорим на тему, которая интересует всех!" Все призывы должны быть к месту и не провоцировать негативную ситуацию. Возглас: "Чего Вы, собственно говоря, на меня кричите?", действительно ведет к неизбежному скандалу.

При взаимодействии с родителями следует учитывать также рекомендации по приятию мнений оппонента:

Каждый человек имеет право видеть ситуацию и мир по-своему. Одно и то же событие может восприниматься с противоположных точек зрения. Необходимо понять, что наличие факта и его интерпретация - разные категории. Делая собственные выводы, следует предоставлять такую возможность и своему оппоненту.

Переговоры - один из способов реалистичной оценки собственных и противоположных интересов. Часто нужно принести в жертву часть собственных амбиций, чтобы прийти к общему соглашению. Понимание противоположных взглядов вовсе не означает согласия с ними. Люди видят то, что хотят видеть, мало обращая внимание на детали, которые их не устраивают. Оптимисты и пессимисты живут в одной среде, но первые в каждой проблеме видят задачу, а вторые в каждой задаче - проблему. Данный факт надо принимать без критики и попытки исправить его.

Преимущества эффективного общения:

  • улучшение внутреннего климата, снятие напряжения;
  • приобретение навыков понимания ситуации, себя и других;
  • более высокая осведомленность во многих областях жизни, благодаря использованию материалов и аргументов оппонента;
  • развитие критического и аналитического мышления;
  • более эффективное использование информационных источников;
  • развитие навыков ораторского искусства;
  • улучшение общего самочувствия от положительных, а не от негативных эмоций;
  • развитие способности соотносить себя с другими и с конкретной ситуацией;
  • приобретение умения чувствовать провокацию и предотвращать конфликт дипломатическими приемами.
Joomla Templates: by JoomlaShack
Template Upgrade by Joomla Visually